В процессе своего развития буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной или "примитивной", что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на две школы; хинаяна ("ма-лый"путь спасения") и. махаяна ("Великий путь спасения"). Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму буддизма и. восходит: в оригинале к своему индийскому основателю, великому Будде Шакьямуни . Когда эта видоизмененная форма буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то она получила в этих странах свое дальнейшее развитие. Этим успе-хом она, несомненно, обязана китайским и японским жрецам, которые знали, как преобрести принципы сваей веры к вечно изменяющимся уст ловиям жизни и религиозным! потребностям народа. Такое усовершенст-вование и приспособление ещё больше углубили существующую пропасть между махаяной и хинаяной. Самая ранняя литература этого класса не появилась, вероятно, не позднее, чем» через 300 лет после смерти Будды. Зародыши этих идей, несомненно, обнаруживаются и в- литературе так называемого "примитивного" буддизма, однако их развитие, т. е. сознательное достижение наиболее существенного в учении Будды, не могло бы быть успешным, если бы его последователи не воплотили это-го учения в жизнь и не сообразовали бы его с ее изменяющимися ус¬ловиями. Таким образом, индийские буддисты, обогащенные опытом и достигшие зрелости в размышлении, создали махаяну, в отличие от примитивной или первоначальной формы буддизма. Среди многочисленных буддистских сект - особенно тех, которые выросли в Китае и в Японии, мы находим один уникальный орден, претендующий на то, что он передает сущность духа буддизма непос¬редственно от его автора, причем без помощи какого-либо тайного документа или таинственного обряда. Этот орден - один из самых зна-чительных в- буддизме не только с точки зрения его исторической важности и духовной жизненности, но и с точки зрения непревзойденной оригинальности и притягательной силы. Научное название этого пути-^Сердце Будды" ("Буддха-хридайя"^, аболее популярное-"Дзэнг?. " В истории религии эта школе уникальна во многих отношениях.Бе доктрины в теоритическом виде могут показатся спекулятивным мистшвв-мом, но они представлены таким образом, что только посвященные, пос¬редством долгой тренировки действительно достигшие прозрения на зтш пути, могут понять их подлинней смысл. Для тех, кто не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испытываетДзэна в пов¬седневной деятельности жизни, его учение или, скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл. Такие люди, расцени¬вали Дзэн, так или иначе, с точки зрения понятий, считают егп абсв-лютно абсурдным и бессмысленным, или намеренно запутанным с целью скрыть его глубокие истины от непосвященных. Является ли Дзэн, как и большинство буддийских учений философ¬ской системой, которая носит высокий интеллектуальный и глубокий метафизический характер? Дзэн решительно не является системой, основанной на логическом анализе. Скорее он является антиподом погики, под которой имеется дуалистический образ мышления. Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенно;: доктрины в качестве руководства для своих последователей. В этом отношении, Дзэн, если можно так вы¬разится, произволен. Последователи,-^зэна могут иметь свои доктрины но эти доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением Дзэну. Поэтому Дзэн не имеет дела с какими-либо "священными писаниями" или догмами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. Какие бы учения ни содержались в Дзэне, они исходят тонко из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения.Дзэн только указывает путь. Если этот факт, сам по себе, не есть учение, то в Дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальна доктрин или какой-либо основной филосовской системы. Он претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения, содержатся в сутрах и шастрах, с точки зрения Дзэна, не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помедью,можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше» Не думайте, однако, что дзэн- это нигилизм. Всякий нигилизм -г- это самоуничтожение, не имеющее конца» Является ли Дзэн религией? Это не религия в популярном по¬нимании , т.к. в Дзэне нет бога, которому можно было бы покло¬нятся, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли обе¬тованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в Дзэне нет так¬же такого понятия, как душа, о благополучии которой должен за¬ботится кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно вол¬нует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений. Набожный читатель может быть потрясен, услышав, что в Дзэне нет Бога, но это не значит, что Дзэн отгрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя про¬тивоположный элемент. Го же самое может быть сказано и об утвер¬ждении. В логике это неизбежно, дзэн стремится поднятся выше ло¬гики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Щ»тому Дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, гак что в Дзэне нет такого Бога, к которому привыкли еврейские и хрис¬тианские умы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией. Что касается тех различных изображений и статуй Будд, Бсгддистав, Двэна и других существ, которые можно встретить в храме Дзэна, - это не больше, чем куски дерева, камня или металла. Сущность Дзэн-буддизма состоит в том, чтобы научится по-новому смотреть на жизнь. Т.е. если мы хотим постичь сокровенную природу Дзэна, мы должны оставить все наши обычные умственные привычки, которые определяют нашу повседневную жизнь,мы должны попытатся обнаружить какой-нибудь другой способ оценки вещей, или, другими словами, посмотреть- всегда ли удовлетворяет наши духовные нужды старый, привычный способ.Если нас почему-то не удовлетворяет эта жизнь, если в нашем обычном образе жизни есть нечто такое, что лишает нас свободы в самом высшем смысле, мы должны стремится найти тр уто даст нам чувство совершенства и удовлетворенности. Дзэн предлагает сделать это для нас и заве¬ряет, что мы приобретаем другое мировоззрение, в котором жизнь примет более свежий, более губокий и более удовлетворяющий ас¬пект. Такой новый взгляд на наше отношение в жизни к миру японцы изучающие Дзэн, популярно называют "сатори". Фактически это си¬ноним просветления (ан-уттара-еамяк-сам-бодхи], слово, которым пользовались Будда и его последователи с тех пор, как Будда дос¬тиг самореализации под деревом бодхи у реки Найранджана.В китай¬ском языке есть несколько других фраз, характеризующих это ду¬ховное переживание, каждая из которых имеет особое сопутствующее значение. Они приблизительно показывают, что представляет собой это явление. Зо всяком случае, не может быть Дзэна без сатори, которое поистине является альфой и омегой Дзэн-буддизма. Дзэн, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзэн, может лишится всей еврей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори он будет вечно жив. Сатори можно определить, как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы. Практически это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущенному уму, привыкшему к двойственности. Что же касается достижения сатори, то все, что может сде¬лать Дзэн,- это указать путь, а остальное предоставить всецело внутреннему опыту человека: то есть, человек должен сам, без чьей-либо помощи идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опы¬тен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по-настоящему внутренне готов к этому. Подобно тому, как мы не можем заставить лошадь пить воду, если она этого не хочет, мы не можем вставить другого пос¬тичь высшую реальность.Каждый должен сделать это сам. Люди часто думают, что практика Дзэна состоит в том, чтобы вызвать в себе состояние самовнушения при помощи медитации. Это совсем не так.Сатори не сводится к тому, чтобы вызвать опреде¬ленное, заранее известное состояние усиленным размышлением о нем. Практика Дзэна состоит в том, чтобы разрушить эти искусст¬венные построения раз и навсегда и возвести новое сооружение на совершенно новом фундаменте.Не достигнув сатори, никто не может постичь тайны Дзэна.Сатори- это сущность/Дз»наг и без не¬го Дзэн - это не Дзэн. Во время практики дзадзэна обычно сидят на полу, лицом к стене, на подушке или сложенном одеяле. Площадь подушки или пяд-стилки состовляет около трех квадратных футов. Под ягодицы под-кладывается еще одна подушечка поменьше итолще. Важно, чтобы эта подушечка была достаточно толстой, потому что в противном случае изучающему будет трудно принять правильную, устойчивую позу, как это будет описано ниже, йодушечку следует подкладывать только под ягодицы, она не доходит до бедер. 8 дзадзэн можно пользоваться несколькими различными позами, а практикующему надо эксперементировать, какая из них подходит ему лучше всего.
< Предыдущая статья
Следующая статья >
|
||||