Ваше текущее местоположение:
Главная / Статьи / Статьи / Комплексы Комплексы формальных упражнений в боевых искусствах
Комплексы формальных упражнений в боевых искусствах.Ключевым моментом тренировки во всякой школе боевых искусств, в том числе и нашей, является изучение комплексов формальных упражнений. В определенной мере это как невидимое демонстрирует себя во внешних формах и бесконечных изменениях, так и внутренние принципы боевых искусств реализуются в комплексах формальных упражнений. В каждом стиле, школе боевых искусств существует свой канонический набор комплексов. В комплексах изучаются не только комбинации приемов, как часто полагается, но и определенные принципы, лежащие в основе стиля, школы, в том числе и принципы работы с внутренней энергией. Разумеется, количество движений, их амплитуда и другие, чисто технические параметры здесь не играют решающей роли. Значительно важнее то, насколько комплекс внутренне наполнен, что соответствует пониманию принципов выполнения приемов, как самостоятельных элементов, так и принципов стратегии и тактики самого стиля. "Истинный мастер может проявить себя и на пятачке, где уляжется корова", - существует поговорка в ушу. Комплексы в традиционных стилях боевых искусств, используемых для обучения в нашей школе формировались веками, постепенно находя идеальное равновесие между внешним выполнением движений и внутренней наполненностью. На первый взгляд, многие комплексы формальных упражнений представляются очень далекими как от реального боя, так и от чисто танцевального искусства, набора физических упражнений и, как кажется, не несут чисто практической ценности (хотя ритуал для его последователя имеет абсолютную ценность и в этом смысле "практичен"). Многие комплексы "по определению" и не должны представлять собой связки приемов для реального боя. Разумеется, это не исключает того, что короткие отрезки комплексов целиком приложимы для нужд поединка. И все же существует чисто символический (внутренний) аспект всякого комплекса, который на первых порах бывает абсолютно незаметен и непонятен для учеников. Внешний вид комплексов существенно различается в разных стилях изучаемых в нашей школе, например, в «шаолинь-комплексах» существует правило "одной линии", когда боец во время выполнения комплекса передвигается по прямой линии лишь с небольшими отклонениями в стороны. С другой стороны, траектория передвижений в «куенах», подражательных стилях животных, в комплексах с оружием, в стиле "Пьяного кулака" столь запутана, изобилует таким количеством разворотов и изменений направления движения под самыми неожиданными углами, что лишь на запоминание таких комплексов могут уходить долгие месяцы. Отсюда не трудно понять, что не достаточно лишь просто механически повторять движения вместе, превратив отработку комплекса в простое физическое упражнение, а не в форму активной медитации. Разумеется, здесь мы говорим о неком идеальном варианте осмысления комплекса, в то время как в сознании некоторой части последователей боевых искусств эти внутренние аспекты могли либо измениться, либо вообще исчезнуть, что, в частности, мы можем наблюдать в современном спортивном ушу. Комплексы формальных упражнений и есть "истинные формы" боевых искусств. Безусловно, знание такой "истинной формы" еще не означает, что ученик обязательно достигнет уровня мастера, но лишь правильность выполнения комплексов, их полноценное понимание и целостное объяснение, прежде самому себе, открывает путь к этому. Комплексы в боевых искусствах - всего лишь особый указатель на пути, а не сам путь, или можно сказать, знак этого пути, подсказывающий, куда идти. "Если человеку указано на юг, он уже не пойдет на север", - говорят по этому поводу мастера. Сама по себе дорога еще не гарантирует, что каждый желающий одолеет ее, но она потенциально может привести к цели. И в этом смысле комплекс формальных упражнений служит пространством соположения неизменной повторяемости движений и состояний с уникальностью личного опыта.
< Предыдущая статья
Следующая статья >
|
||||||||||