Дзен и путь воинаЖелая как можно глубже понять учение Дзэн, ученик обратился с письмом к профессору Судзуки, в котором просил порекомендовать ему наиболее важные труды о Дзэн. Тот ответил ’ Существуют десять тысяч книг Дзэнских наставников, их учеников и комментаторов Однако гораздо важнее понять самого себя, чем тратить время и силы на чтение этой горы литературы. Если же Вы считаете, что истина скрыта в книгах то не поймете даже это письмо’. Единство тела и духа основополагающий принцип Дзэн. Верность ему прослеживается в боевых искусствах от основателя Шаолиньской школы у-шу Бодхидхармы, утверждавшего, что телесная и духовная практика суть одно и то же. Тело является лишь инструментом, посредством которого действует сознание. Как сказал мастер у-шу 19 века Чэн Чан син” Удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой внутреннюю энергию.’ Естественное слияние с миром, гармония с ним на всех уровнях, состояние не только внешней, но и внутренней гармонии, целостность всего своего существа-все эти черты Дзэнского мироощущения привлекательны для нас, так как результатом оказывается стабилизирующее, гармонизирующее, психокорректирующее воздействие на организм ученика. Весь существующий мир, согласно доктрине Дзэн, иллюзорен и эфемерен, он только проявление ’великой пустоты’, из которой все рождается и куда все уходит, а жизнь в нем дана людям на время и подлежит возвращению, причем это может случится в любой момент. Подобное отношение к окружающей действительности выражается фразой ‘ Все в этом мире призрачно’. Дзен учит человека не цепляться за жизнь и не бояться смерти. Это положение учения оказалось очень привлекательным для профессиональных воинов, да и не только их. Быстротечность, эфемерность и призрачность жизни связывает все кратковременное с понятием прекрасного. Дзэн эстэтизирует недолговечное текущее мгновение- цветение вишни, капельки росы, восход солнца. Соответственно, и жизнь человека считается тем прекраснее, чем ярче она прожита. ‘Один человек хотел прожить подольше. Пил родниковую воду, питался здоровой пищей, ни о чем не тревожился. Как-то забрался к нему на подворье разбойник и убил его. Может быть , боевое искусство тоже является средством продления жизни.’ Человек, не боявшийся смерти, охваченный идеей духовного подвига, лучше чем кто-либо мог быть воином. Очень велико значение методов Дзэн в военно- прикладной подготовке. Главными качествами, необходимыми воину в занятиях фехтованием, стрельбой из лука, борьбой без оружия и с оружием считается психическая уравновешенность, самообладание и воля.
Ученик и его учитель состязались в стрельбе из лука. Ученик поставил себе на плечо кубок с водой и стал пускать стрелы точно в цель. - Это мастерство при стрельбе- похвалил его учитель. - А есть ли у тебя мастерство без стрельбы. Затем он повернулся спиной к глубокой пропасти и шагнув назад так, чтобы ступни его ног наполовину повисли над бездной, начал поражать цель одной стрелой за другой. Ученик попытался сделать это, но не смог, и бросился на землю ничком , весь в поту. -Состояние твоего сознания должно оставаться неизменным при любых обстоятельствах- сказал учитель. - Опасность внутри тебя.’ Система философских воззрений и практического отношения к жизни предполагает определенную перестройку сознания. Каков смысл этой перестройки? Согласно представлениям Дзэн, идеальное состояние сознания подобно отраженному в зеркальной глади воды холодному свету луны. Зеркало отражает все, что попадает в его поле, без каких- либо искажений, дополнений, не задерживая это все в себе, никак не взаимодействуя с ним. А луна освещает все ,весь мир ровным, бесстрастным светом. Привнесение в процесс отражения различных сторон бытия всякого рода субъективных оценок означает нарушение этой незамутненности и спокойствия. Оно мешает видеть предметы и события такими, какими они являются на самом деле. В свою очередь, достижение чистоты и безмятежности сознания тесно связано с так называемым беспонятийным мышлением. Истина, как утверждал Бодхидхарма, не может адекватно выражаться посредством слов. Весь мир бесконечен в своих проявлениях, любой из его феноменов имеет неисчерпаемое количество уровней и аспектов рассмотрения. Слово всегда фиксирует лишь какой-то один аспект, а потому , оно загоняет в свои узкие рамки то, что по своей сути не может быть туда вмещено без уродливой деформации. К тому же мышление человека протекает не только в словесной форме. Оно осуществляется в процессе переработки информации, одновременно поступающей в мозг в формах зрите тельных, слуховых, кинестетических ощущений и восприятий. Приверженность понятийному мышлению ведет к тому, что люди постоянно отождествляют предметы и явления материального мира с теми понятиями, которые их обозначают. С позиции Дзэн, самым вредным из подобных понятий является образ человеческого ‘Я’. Конечно, биологически любой организм от рождения до смерти в главном остается самим собой, невзирая на возрастные и патологические изменения. Но психологически нет . и не может быть, никакого другого ‘Я’, кроме совокупности всего того, что мы непосредственно воспринимаем, чувствуем и мыслим в текущий момент времени. Поэтому , в каждый последующий момент жизни мы уже не те, что были прежде , хотя и не замечаем этого. Наиболее ярко зависимость человека от иллюзий сознания проявляется в отношении смерти. Смерть пугает нас именно потому, что мы считаем ее бесследным исчезновением своей драгоценной личности.
Император спросил своего учителя -‘Куда отправляется просветленный человек после смерти.’ Учитель ответил -Не знаю. ‘Почему.’ -спросил император. ‘Потому, что я еще ни разу не умирал.’ - ответил учитель. Мучающий человека вопрос - Куда девается мое Я после смерти? - аналогичен вопросу о том, куда девается кулак после того, как разгибают пальцы. Оказывается, он - только одна из форм существования пальцев, и кто может сказать , что единственная, или наилучшая. Во всех школах буддизма смерть понимается как перегруппировка и воплощение в ином обличье той совокупности элементов, которая одна только и является нашей подлинной природой. В этом смысле индивидуальное ‘Я ‘ бессмертно, как бессмертна сама Природа. Отказ от образа ‘ Я ‘ и выход за рамки понятийного мышления позволяет избегать субъективности в работе сознания. Не раздираемое противоречиями оно становится уравновешенным, бесстрастным. Тогда человек способен интуитивно постигать не внешнюю сторону явлений, а их суть, и реагировать на все, что несет жизнь единственно верным для данного человека способом. Дзэн призывает не жертвовать сегодняшним днем ради завтрашнего. С его позиций , устремленность в будущее - такая же иллюзия , как и понятие о неизменном ‘ Я ‘.Жить завтрашним днем, это то же самое, что пытаться пройти через стену, на которой нарисована дверь по всем правилам перспективы. В определенном смысле всегда бывает только ‘ здесь и сейчас ‘. а не ‘ там и потом ‘. И если человек не умеет жить полноценно в любой из своих дней, то он не умеет жить вообще.
Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему-‘ Ты не научишься метко стрелять до тех пор, пока будешь надеется на возможность исправления промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надеясь , что потом можно будет что-то исправить.’ Дзэнское понимание бытия не нуждается в научном подходе. Оно принципиально ненаучно. Истину открывает только собственный опыт, собственное переживание, знание, найденное в собственной душе. Основатель одной из школ Дзэн Риндзай говорил, что стремясь найти истину, люди полжизни впустую ‘ блуждают по жизни, бессмысленно перекладывая с одного плеча на другое сундук, наполненный словами безумных пророков.’ Так и человек , не доверяющий самому себе, а уповающий на теории, мнения и суждения других людей носит с собой сундук с этими фальшивыми драгоценностями, но это ни на один шаг не приближает его к истине. Внешняя природа не разрушается и не преобразуется, согласно представлениям человека-повелителя. Внутренняя природа не подавляется и не загоняется в строго определенные рамки. Человеческая природа как бы отпускается на волю, ибо в ней не видят того средоточия греха и порока, которое приписывает ей христианство, считающее что великий дух изначально антагонистичен смертной природе и , поэтому человек, желающий посвятить себя вечным ценностям , должен отречься от своего тела со всеми его желаниями и страстями. Дзен не знает подобного разделения, не знает понятия греха в христианском смысле. Вся суть современного христианства в словах молитвы-‘ Боже, если ты есть, спаси мою душу, если она есть.’ И если человек во всем следует природе, которая совершенна, то тем самым он обеспечивает гармонию в себе и гармоничные отношения с окружающим миром. Перестройка работы сознания осуществляется через специально организованные позы, работу с мышцами, специальную технику дыхания, управление внутренней энергией. Дзэн как бы возвращает человеку тело в его природно-естественном значении. Естественность, спонтанность, выражение человеком себя, своих чувств, своей внутренней сути не только дает ему ощущение полноты своего бытия, но и является необходимым условием творчества, которое может проявляться в любой сфере деятельности. Сделав свою собственную жизнь объектом творчества, человек может всю ее превратить в произведение искусства. ‘ Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Пустота не могла бы приспособиться - неважно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое. Только дух, проникнутый Пустотой, может совладать с любым препятствием’,- писал дзэнский патриарх Такуан. Подвижники Дзэнского учения в Японии. тесно связанные с интересами самурайства, ревностно углубляли прикладные аспекты Дзэн, приспосабливая их к нуждам воинов. Один из них. Патриарх Хакуин, придававший большое значение физической подготовке и динамической практике Дзэн говорил - ‘ Если заботиться о здоровье тела и предаваться Дзэнскому созерцанию, будешь часто обретать прозрение, не стремясь к тому сознательно. Не следует проводить различие между активным и пассивным, медитативным Дзэн. Человек, увлекающийся лишь Дзэнской медитацией, никогда не достигнет успеха в активной практике Дзэн. Если ему придется очутиться в суете мирской жизни, все жизненные силы бесследно испарятся, и он будет уступать даже человеку, который вовсе не практиковал Дзэн. Любой пустяк сможет его огорчить, заставить нервничать и поступать, как пристало лишь трусу.’ |
||||